«Морверн Каллар» (Morvern Callar, 2002)
реж. Линн Рэмси
все фильмы Линн исследуют тяжелейшие эмоциональные ямы, в которые погружается человек. при этом Линн мало интересуют попытки из ямы выбраться - этого зачастую так и не происходит в пределах фильма. да и всегда ли существует возможность выбраться?
подобное работает словно переезд твоего сознания в новую квартиру. старая сгорела и пути назад уже назад - придётся обживаться в новом месте. Морверн Каллар оказывается в яме после того, как в рождество она просыпается рядом со своим любимым человеком, который покончил с собой и оставил ей написанный на компьютере роман с просьбой опубликовать её. дальнейшее описывает работу с этой травмой.
тут-то и включаются главные режиссёрские скиллы Линн. она почти не задействует текст - в фильме говорят мало, говорят шотландцы и говорят исключительно на фоне - так, что речь такой же элемент звукового окружения персонажей, как шелест листьев или звук проезжающих машин. вместо него прекрасно работает звук в целом, визуал и, конечно, монтаж, которым занималась Люсия Зуччетти, работающая с Линн на постоянке.
где-то в переводах Ремарка мне запомнилась цитата, которую я не восстановлю дословно, но суть в том, что справиться со смертью нам скорее поможет поход в бордель, чем к священнику. вот и переосмысление травмы Морверн получается совсем не типичное и куда больше напоминающее Отвязные каникулы, чем какой-то классический траур. удивительное в своей искренности кино, не осуждающее и не ведущее нас или героиню по какому-то пути, а просто внимательное наблюдающее.
7/10 "first-rate"
РЭМСИ В ШАКУНЕ:
Тебя никогда здесь не было (You Were Never Really Here, 2017)
Крысолов (Ratcatcher, 1999)
#fine_cuts@chacunsoncinema
#women_behind_the_camera
#csc_films_aliya